О многодетности - честно
little wizard
gremlinmage
Очень хорошее интервью
О правильных вещах говорит человек.
И как же меня огорчает, что статья была снята редакцией православного сайта да еще с такими отговорками :(

Оригинал взят у nikolaeva в О многодетности - честно
Это интервью уже убрали с сайта, усмотрев в нем какую-то крамолу. Мне же оно кажется очень честным, взвешенным и добрым. Именно поэтому выкладываю его здесь. На вопросы отвечает священник, многодетный отец.

Интервью опубликовано 26 ноября на сайте "Милосердие", снято – утром 27-го ноября. Интервьюирует – Дарья Рощеня.

Что-то неправильно в нашей консерватории, или размышления протоиерея Павла Великанова о семье как пространстве предельной концентрации любви.

Уже много лет я не слышала выражение «плодить нищету». Будто кто-то исключил его из списка привычных упреков. Чем не признак некоторого оздоровления общества и признания многодетности нормой?
Впрочем, недоумение и легкое негодование окружающих все же витает в воздухе. Не случайно, то и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Чтобы развеять наши сомнения. И это не госзаказ, не политика пропаганды большой семьи. На фоне рекламных призывов новых столичных микрорайонов – «плодитесь!» – эти заметки на полях больше напоминают попытку почувствовать, нащупать, - а как самим-то многодетным? Нормально? Многодетность – это благо или зло, счастье или беспросветные трудности?
О том, есть ли проблемы у многодетных и каков их характер, мы решили побеседовать с настоятелем Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.Ру протоиереем Павлом Великановым, который, к слову, ещё и отец четырех детей. Разговор получился более чем неожиданным.

Когда добро может обернуться бедойRead more...Collapse )


ГАМЛЕТИЩЕ
little wizard
gremlinmage
Трагедия В. Шекспира в переводе К. И. Чуковского

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Данию
В Данию гулять!
В Дании убийства,
В Дании злодейства,
В Дании трагедии
У каждого семейства!
Будут вас травить,
Призраком пугать,
Не ходите, дети,
В Данию гулять!

* * *

Но папочка с придворными
Уснули вечерком,
А дядя Клавдий к папочке
С бутылочкой бегом.

Вот он медленно к папе подходит,
Яд смертельный в бутылке разводит,
Прямо в ухо, прямо в ухо заливает!
И бегом в свои покои убегает!
Read more...Collapse )

Эта совершенно гениальная вещь потырена отсюда

PS: в комментариях подсказывают что первоисточник шедевра - вот. И вещь, оказывается ажно 2004 года.
Tags:

Про веру и либерализм
little wizard
gremlinmage
Меня тут очередной раз спросили - как я ухитряюсь совмещать либеральные взгляды с верой в Христа.

Попробую объяснить.

На мой взгляд, никаких ухищрений для этого не требуется, наоборот, либеральные взгляды гораздо больше созвучны христианской вере, чем какие-либо другие.

На самом деле это вопрос веры. Веры в то, что человек сотворен по образу и подобию Божьему, веры в то, что Христос победил смерть и что после жертвы Христовой тварный мир не находится в полной власти сатаны. Вера в то, что Христос искупил грехи КАЖДОГО из нас, т.е. сделал эти грехи преодолимыми. Понятно, что у каждого человека остается свободный выбор. Но в основе моих либеральных взглядов лежит моя вера в то, что при наличии действительно свободного выбора большинство людей выберет Жизнь.

По сути, именно в этом и есть базовое различие, которое определяет в том числе и политические взгляды людей: либо ты веришь, что человек сотворен Богом по образу и подобию Его, а грех - это внешнее, наносное, болезнь. Либо ты веришь, что человек по сути - дьявол во плоти и только оковами и кнутом можно удержать его в рамках хоть сколько-нибудь приличного поведения. И уже из этой веры логично (хотя не всегда осознанно) проистекают мнения и воззрения человека по конкретным вопросам.

И да, я считаю что люди либеральных взглядов в целом ближе к Богу, даже если они не религиозны. Они чище, лучше и боле совершенны в нравственном отношении, если говорить словами светской морали. Несомненно, из этого правила есть множество исключений. Есть и те кто путают (или сознательно подменяют) либерализм с эгоизмом или используют либеральную риторику для оправдания собственных неблаговидных поступков.  Как и с другой стороны есть очень хорошие люди, искренне заблуждающиеся в своих взглядах.

Эта моя точка зрения базируется на следующем аргументе: человек, уверенный, что если людям дать свободу, то они немедленно отринут все представления о добре и побегут убивать-грабить-е...ть гусей и заниматься прочими непотребствами, как правило судит о других по себе. Не всегда, но очень часто. Нет, сами сторонники подхода "держать и не пущать" себя обычно считают очень высоконравственными людьми, а вот других... Это хорошо известный в психологии механизм проекции - человек, яростно отрицающий в себе нечто, что он считает безусловно плохим и ужасным, начинает видеть это ужасное в других. Человеку, которому никогда в жизни не хотелось, к примеру, кого-либо изнасиловать, трудно принять мысль что всем окружающим постоянно хочется именно этого. А вот человеку которому хочется, но он боится себе в этом признаться...

Поэтому для меня в изрядном числе случаев заявления "людям надо запрещать, наказывать, заставлять а то они..." звучат как "если бы я не боялся наказания/принуждения, то я бы...". :(

И последнее - нет я не прекраснодушный мечтатель живущий в башне из слоновой кости в мире розовых пони. Я прекрасно осознаю, что грех есть в каждом из нас, и во мне тоже. И что для многих людей эта болезнь и порча зашла слишком далеко. Поэтому, естественно, нельзя просто отменить все правила и запреты одним махом и надеяться что немедленно наступит рай на земле.  Нужно думать о мерах защиты и противостояния людской злобе и испорченности. Но меры системы "всем все запретить и ходить только строем и в ногу" кажутся мне тем самым лекарством из притчи, которое горше болезни.

Бог есть Любовь. А любить насильно, из-под палки невозможно. Любовь может быть только свободным выбором. Поэтому отнимая у человека свободу выбирать, мы затрудняем ему путь к Богу.

Меньшее зло
little wizard
gremlinmage
Ситуация, в которй приходится выбирать из двух зол меньшее, потому что других вариантов просто нет - всегда неприятна.

Но в ней есть еще одна засада отсроченного действия: поскольку выбирать зло неприятно, даже если оно меньшее, после того как выбор сделан и зло с нами, т.е. это уже наше зло, неспокойная совесть начинает искать оправданий выбору. В том числе и преуменьшая плохость выбранного зла. Типа, не такое уж оно и зло, совсем маленькое, местами даже миленькое, а если посмотреть на него в профиль против света и прищурить один глаз, то и вообще почти похоже на  добро. В психологии это называется "редукция когнитивного диссонанса, любители умных и длинных слов могут загуглить и насладиться.

Больше того, со временем, это выбранное когда-то зло становится привычным. А у людей очень легко происходит подмена "привычного" на "нормальное" и дальше "естественное" и "должное". Таким образом, онажды выбранное в силу критической ситуации зло может не только перестать осознаваться как зло, но и занять место нормы и правильного положения вещей. И люди будут отстаивать это зло, утверждать, что "на нем все держится" и даже начать любить и ценить его. Напрочь забывается, что когда-то оно было выбрано в качестве временного варианта за неимением лучших. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

Что с этим делать, спросите вы (ну, давайте представим, что спросите, на диалоге с воображаемым читателем мне проще строить повествование). Первым приходит в голову вариант - не выбирать меньшее зло, вообще не выбирать зла, жить с чистыми руками и неотягощенной совестью. Совет хороший. но не всегда выполнимый. Жизнь, к сожалению, разнообразная и в ней всякие ситуации встречаются.

По-моему единственное сколько-нибудь реальное средство не скатиться в грязь в такой ситуации - это не позволять себе забыть, что выбранное было и остается злом. Не позволять усыпить свою совесть играми разума и привычной рутиной. Не считать сделанный выбор "хорошим" или "правильным". Он был вынуженным. Это неприятно, но об этом надо помнить. И стремиться  избавиться от выбранного зла при первой же возможности, как только ситуация перестанет быть настолько критичной.

"Перевелись настоящие мужчины"
little wizard
gremlinmage
В очередной раз наткнулась на сетования одинокой женщины об отсутсвии "настоящих мужчин". Вы на них тоже скорее всего регулярно натыкались. Список примет "настоящего мужчины" из таких высказываний, думаю, вам тоже хорошо известен.

И если на минуту задуматься, то становится очевидно, что на самом деле это - описание идеального отца. Отца, которого у этих женщин в детстве не было. Любящего, заботливого, сильного, готового защитить свою маленькую принцессу от всех опасностей мира, радовать ее, не ожидая взамен ничего, кроме искренней благодарности и самому быть счастливым только потому, что у него есть его маленькое сокровище и она счастлива и довольна жизнью.

Множество статей написано о том, как плохо сказывается безотцовщина - реальная или фактческая - на воспитании и развитии мальчиков. Про девочек говорят значительно меньше - принято считать, что девочкам отец как бы не настолько сильно нужен, всему, чему надо, девочка может научиться у матери. На самом деле девочкам отцовская любовь и забота нужна не меньше, и, не получив этого в детстве, взрослая женщина будет осознанно или неосознанно искать этого в отношениях с мужчинами. Часто принимая за "отцовскую любовь" отношения абъюза - поскольку реального-то опыта нет, сравнивать не с чем.

К сожалению, в большинстве случаев такие "поиски отца" в качестве страегии построения собственной семьи обречены на провал. Во-первых, мальчики, вырошие без отцовской любви и заботы, сами не особо-то умеют быть "идеальными отцами", заботиться о ком-то и любить деятельной любовью. Ну и во-вторых, вообще, детско-родительская модель - не самая удачная основа для построения отношений двух взрослых людей.

По-моему, именно в этом причина того, что мы наблюдаем множество вполне самостоятельных женщин, фактически полностью способных позаботиться о себе и не толко о себе - этому как раз они у своих мам научились - печально рассуждающих о вымирании "настоящих мужчин" и не могущих "устроить свою личную жизнь" и мечтающих о "надежном мужском плече".  Внутри у них по прежнему плачет маленькая девочка, испугавшаяся чего-то, а рядом нет отца, способного защитить и утешить. И девочка чувствует себя беспомощной и уязвимой, несмотря на то, что ей уже 30-35-40 лет, у нее собственные квартира-машина-счет в банке и престижная должность. И да, к сожалению эта пословица верна, если в детстве не было велосипеда, то даже мерседес сейчас это не компенсирует.

Теории мирового заговора.
little wizard
gremlinmage
Я не верю в "мировой заговор", "мировое правительство" и прочие теории, предполагающие наличие каких-то лиц или организаций которые реально управляют миром в своих интересах. Потому что мир - это очень-очень сложная система. Каждое событие обусловлено огромным множеством факторов, просчитать которые не может ни человек, ни группа людей ни даже суперкомпьютер. Глобальный ход истории подчиняется определенным глобальным же закономерностям, но конкретные судьбы стран, народов и сообществ полны случайностей и складываются из решений или минутных импульсов тысяч и тысяч людей. Это настолько сложная система, что ее трудно даже помыслить, не то, что просчитать.

Всевозможные транснациональные корпорации, правительства стран, финансовые и национальные элиты, безусловно, существуют. И пытаются перетянуть одеяло и изменить расклад текущего момента в свою сторону. Но их действие всегда локально во временных рамках, они преследуют сиюминутные цели, планировать и действовать хотя бы в масштабах времени человеческой жизни - 70-80 лет - никто из них не способен, поскольку не представляет, каким будет мир через 70 лет.

Что же до гипотетических "просвещенных", "духовных наставников" и пр., то все, что я знаю о пути духовного совершенствования, говорит мне, что ни один человек, сколько-нибудь преуспевший на этом пути, не будет даже пытаться возрулить миром. Да, они меняют мир, но совершенно по-другому и другими средствами.

И еще я думаю, что такая популярность веры в "заговор иллюминатов", "жидомассовнов" или "финансовых воротил" обусловлена тем, что осознавать неуправляемость и случайность мира в котором живешь - очень страшно. Вера в то, что происходящим кто-то рулит, пусть даже неприятный и враждебный тебе, но есть кто-то, кто все понимает и у кого все под контролем, делает картинку гораздо более уютной и менее пугающей.

Страшные сказки
little wizard
gremlinmage


Известно, что народные сказки в их первозданном, неотредактированом виде содержали в себе массу страшного и жестокого. Сцены экстремального насилия, описания жестоких казней, пыток, увечий, смертей героев и т.п. В сети часто встречаются дискусии о том, правильно ли эти сказки редактировать и адаптировать под современные представления о детской литературе, вроде как столетия рассказывали их детям и ничего плохого детям от этих сказок не было.
Рассуждающие так совсем забывают о том, в каких условиях жили эти дети. Сколько всего сташного жестокого и травмирующего они наблюдали в своей повседневной жизни. Каждый из них сталкивался со смертью, причем смертью своих близких, часто - со смертью таких же детей, своих братьев или сестер (напомню, что лет так 300 назад каждый третий ребенок умирал, не дожив до 7 лет).  И эта смерть происходила не где-то там в больнице в окружении врачей и медперсонала, а дома, на глазах у всех. Со всеми физиологическими подробностями.
Живущий в деревне ребенок регулярно наблюдал сцены забоя скота. Он регулярно становился свидетелем сцен домашнего насилия. его самого избивали (да, тогда еще о том, что детей бить нехорошо, никто не задумывался).  Он с хорошей вероятностью становился свидетелем убийств ли экстремального насилия по отношению к другим людям.
Ну и, наконец, он имел опыт серьезной фрустрации витальных потребностей - в пище в первую очередь. Часто - в тепле, во сне. Про потребность в безопасности я вообще молчу.
Т.е. современный ребенок по сравнению с этим растет в тепличных условиях, и вгребя хотя бы часть опыта своего средневекового ровесника нуждался бы в длительной психотерапии. Вопрос о том, почему же тогда люди жили без всякой терапии и ничо, оставим. Они и без всякой медицины жили, и тоже ничо. Недолго, правда, жили, не все и болели постоянно, но это уже детали.
Так вот, ребенку, живущему в тех условиях жестокие сказки с кровавыми подробностями действительно не наносили вреда - просто потому, что по сравнению с его реальной жизнью они были безвредными. Больше того, думаю, что они играли своего рода психотерапевтичную функцию - проговаривание страхов, облачения их в конкретные образы, что помогало с ними справляться.
А вот нужны ли такие сказки современному ребенку, который никогда не видел смерти близкого человека или другого ребенка, который живет сытой и относительно безопасной жизнью - большой вопрос. И мой ответ на него скорее отрицательный.
Конечно, нужно смотреть правде в глаза: жизнь далеко не всех детей вокруг нас так уж хороша и безопасна. До сих пор многие из них подвергаются избиениям дома, наблюдают сцены насилия между своими домашними, глядя в телевизор видят там кровищу, убийства, жестокость. И этот опыт тоже требует определенного отреагирования. Но все же он сильно отличается от опыта жизни средневекового ребенка, поэтому и способы отреагирования, озвучивания и символического проживания требуются тоже другие. А те, старые. давайте оставим историкам.


(no subject)
little wizard
gremlinmage
Толерантность - это всего лишь отсутствие ненависти к ближнему твоему за то, что он не похож на тебя.

И мне удивительно видеть как люди, называющие себя христианами, шарахаются от этого слова как черт от ладана.

Хотя, если немного подумать, то не так уж и удивительно. Христиане тоже люди. С одной стороны животная ксенофобия: не такой как я  = чужой = враг. С другой - узость и неразвитость мышления, заставляющие думать, что привычное = нормальное и естественное = единственно правильное.

Так что не удивительно, а просто грустно.

Про #Янебоюсьсказать и риски ретравматизации.
little wizard
gremlinmage
Прочитала некоторое количество "мнений психологов" по поводу флешмоба, в котором они, сердобольные, упирают на "ретравматизацию" и укоризненно качают головами, "ай-ай-ай, не надо было этого делать, больно будет".

Давайте честно - больно действительно может быть. И от оскорбительных и обесценивающих комментариев (а их немало) и просто от воспоминаний, погружения заново в травмирующую ситуацию. Так что ретравматизация - не миф. Но я полагаю, что большинство принявших участие во флешмобе знали, на что идут. И знали, что им может стать больно. И сознательно шли на риск этой боли, чтобы изменить, наконец, ту ужасающую ситуацию, которая существует на данный момент. Разрушить заговор молчания, окружающий эту тему, который развязывает руки насильникам и делает положение жертв еще более невыносимым и безвыходным. Этот флешмоб направлен на изменение общественного мнения о ситуации. Потому что только через изменение общественного мнения могут произойти и изменения в реальной жизни. И каждая женщина, которая рассказала о своем тяжелом и болезненном опыте, и да, подверглась рику ретравматизации, совершила акт гражданского мужества. Как первые суфражистки, которые, выходя на демонстрации, тоже рисковали тем, что им будет больно и неприятно - от полицейских дубинок и помещения в тюрьму. Но они это делали. И многие другие люди, боровшиеся с общественной несправедливостью, тоже подвергали себе риску боли и травм.

Сейчас "демонстрации" происходят в интернете, и участницы и участники рискуют не физической, а психологической безопаснстью и комфортом. Но это, на мой взгляд, не менее достойное и смелое поведение. И вызывающее огромное уважение и благодарность.

Что до меня лично, то я, как психолог в этой ситуации могу только предложить свою профессиональную помощь тем, кто действительно еще раз поранился об этот флешмоб и не может без помощи справиться со своей болью. Сразу предупреждаю, я не специализировалась в работе с травматическими переживаниями, но базовые принципы знаю. Так что не навредить и немного помочь - гарантирую, быстро и эффективно исцелить - нет. Впрочем, этого вам никто не гарантирует, исцеление такой травмы - это длительный и трудный процесс, я могу лишь оказать первую помощь. Так что если кому действительно очень надо и возможности обратиться к профильному специалисту нет - пишите в личку. Возможна работа по скайпу. По этому вопросу консультировать буду за оплату по возможности. Т.е. в норме моя работа стоит 2 т.р. в час, если для вас это подъемная сумма - хорошо. Если с деньгами плохо - заплатите 1500, 1000 или 500, если совсем швах и живете в долг до зарплаты - символические 100 рублей.

О рае и аде.
little wizard
gremlinmage


Меня тут спросили, ты что действительно веришь что где-то существует вот такой прям ад, где черти с вилами и сковородками?
Нет, не верю. Ад - это не физическое место, и черти - не стремные монстрики с рогами. И ад и рай - это состояния души, в которых она фиксируется после смерти тела. Но чтобы описать это, людям, особенно людям, не слишком склонным к рефлексии, нужны конкретные вещественные образы. Просто сказать "тебе будет очень хорошо" или "тебе будет очень плохо" - это пресно и неубедительно. И предствить, пережить, помыслить абстрактное "хорошо" или "плохо" тоже весьма затруднительно. А уж испытать по этому поводу настоящие сильные эмоции - и подавно.

Поэтому рай представляется как самое красивое и приятное место из реальной жизни человека, его опыта - тенистый летний сад и красивая музыка.
А ад - как самое страшное и отвратительное, что встречается в жизни - пытки и мучительные убийства.

?

Log in