Сейчас перечитала ее еще раз. И в очередной раз мне кажется, что я понимаю, о чем это (да, каждый раз понимание разное, еще через 5-10 лет я, возможно, пойму что-то другое, как понимала другое 10 лет назад).
Так вот, сейчас мне кажется, что это о том, что Богом нельзя управлять. Нет такой инструкции, чтобы выполнить все 100500 пунктов и с гарантией заставить Бога сделать для тебя что-то. Бог - не автомат по выдаче благ при нажатии на правильные кнопки. Как бы "правильно" ты ни действовал - нельзя думать, что Бог тебе за это обязан что-то дать.
Вообще-то эта мысль идет в разрез со всей древнееврейской традицией понимания отношений с Богом как договорных. И как у них это в головах совмещается, я не понимаю.
А еще беседа Иова с друзьями - это канонический пример веры в справедливый мир и обвинения жертвы. Если с тобой случилось плохое - значит ты сам виноват. Не выполнял заповедей Божьих. Недостаточно позитивно мыслил. Не сделал того, пятого, десятого. Каждый раз, когда мы узнаем о несчастье, случившемся с кем-то, эти мысли приходят нам в голову. Потому что невероятно страшно жить в мире, где несчастье может случиться просто так, нипочему. И попытка придать смысл происходящему - а создание смыслов и есть основная функция человеческого сознания - приводит к тому, что вместо утешений мы говорим пострадавшему "ну ты же сам виноват". Не со зла, не потому что осознанно желаем усугубить его страдания - ведь собеседники Иова действительно были ему настоящими друзьями. Они пришли к нему чтобы разделить его горе и сидели рядом с ним несколько дней, молча сопереживая его страданиям. Но когда Иов начал говорить "случившееся со мной - несправедливо" - они не смогли промолчать.
Ну и еще мысль про детей Иова и его жену. Ну тут уже до меня много кто говорил, вот например, так что повторять не буду. Действительно во времена написания этой книги естественным было, что люди - это отдельные поименнованные изхбранные, а все остальные - как бы люди но как бы и не совсем. Безымянная массовка.